Пациентам
![]() |
---|
ИОЛ с фильтром голубого света снижают вероятность попадания в ДТП
ИОЛ AcrySof Natural уменьшают отблески, что актуально при вождении автомобиля
После имплантации ИОЛ AcrySof Natural SN60AT (Alcon, Форт-Уорт, США) с фильтром голубого света пациенты не только реже жалуются на отблески, но и реже попадают в аварии со встречными автомобилями, чем те люди, которым установили традиционные линзы. Эти данные предоставлены д-ром наук Robert D. Gray из Школы спортивной медицины Университета Бирмингема (Бирмингем, Англия). В январе 2011 г. в журнале Journal of Cataract and Refractive Surgery была опубликована статья, в которой приведено сравнение результатов имплантации ИОЛ с фильтром голубого света и акриловым ИОЛ без такого фильтра с позиций возникновения отблесков в послеоперационном периоде.
Это исследование продолжило более раннее: в 2007 г. д-р Gray анализировал влияние такого явления, как отблески, на способность управлять автомобилем в целом. По его словам, отблески давали такие эффекты, которые возникают при взгляде на солнце или фары встречной машины. После публикации результатов этого исследования с д-ром Gray связался представитель фирмы Alcon, который предложил провести аналогичное исследование и выяснить, позволяет ли наличие фильтра голубого света у ИОЛ уменьшить такой побочный эффект искусственной оптики, как возникновение отблесков.
Д-р Gray считает, что это предложение было связано в первую очередь с потребностью получать более высокие результаты по зрению после имплантации ИОЛ, качество которого оценивается по различным функциональным тестам. По его словам, эти тесты должны быть максимально приближены к реальной действительности. Автомобилем управляют очень многие люди, а ухудшение качества зрения может крайне негативно сказаться на этих навыках и иметь серьезные последствия, каковым может быть, например, повышение частоты дорожно-транспортных происшествий.
Сравнительное исследование
В исследование были включены две группы по 17 пациентов, которым имплантировали ИОЛ. Эти линзы были абсолютно одинаковы по своим оптическим свойствам за исключением того, что в одной из групп они имели синий хромофор. После скрининга и отбора испытуемых посадили за тренажер-симулятор управления автомобилем, предоставив достаточное время для его освоения. Одна из основных задач (особенно если речь шла о лицах пожилого возраста) заключалась в том, чтобы предотвратить появление любых признаков укачивания. Главным заданием было совершить такой маневр, как поворот налево противоположному потоку машин. На тренажере имитировалось вождение по городу с поворотом на регулируемом перекрестке, и в большинстве случаев на нем имелся встречный поток машин. Испытуемому предлагалось повернуть перед идущим навстречу автомобилем при условии, что такой маневр был безопасным. Водителю самому предлагалось решить, насколько безопасным будет этот поворот. Одновременно искусственно создавалась ситуация попадания лучей солнца в глаза с возникновением отблесков, которую чередовали с нормальными условиями вождения.
Ранее было показано, что при появлении отблесков вождение становилось небезопасным. Зная, сколько раз создавались условия для возникновения отблесков, можно вычислить тот запас надежности, который необходим для совершения безопасного поворота. Зависимость такова: чем меньше задержка от момента включения светового источника до появления отблесков, тем больше расстояние до встречного автомобиля в момент совершения поворота.
Больший запас надежности
В ходе проведенного исследования было установлено, что наличие отблесков влияет на частоту дорожно-транспортных происшествий. Д-р Gray объясняет это таким образом, что отблески ухудшают контрастность зрения, а это, в свою очередь, влияет на способность анализировать движение приближающегося автомобиля и то расстояние, которое остается до него. Сравнивая группы пациентов, которым имплантировали стандартные ИОЛ и ИОЛ с фильтром голубого света, исследователи выяснили, что между ними существует разница в способности принимать решение в процессе вождения. При наличии синего хромофора эффект отблесков выражен в гораздо меньшей степени, хотя он и не исчезает совсем. Более того, в этой группе гораздо выше запас надежности – реакция оказывалась быстрее примерно на 2,4 секунды, а при вождении эта разница весьма заметна.
Д-р Gray считает имплантацию ИОЛ с фильтром голубого света мерой, которая позволяет ослабить влияние эффекта отблесков на вождение, особенно если он доставляет серьезное неудобство. Безусловно, нужно учитывать тот факт, что это первый опыт подобных исследований, а отблески воспринимаются всеми людьми по-разному – кто-то не обращает на них практически никакого внимания, а кто-то переносит их с большим трудом. Таким людям, которые оказываются неспособным управлять автомобилем в яркую солнечную погоду или в ночное время из-за возникновения отблесков, и следует предлагать ИОЛ с фильтром голубого света.